Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но
точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед.
Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.
Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.
Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?
Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом
(дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в
начальной школе.
Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок
пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков.
Вместо
"п" пишет "б", вместо "т" — "д",
неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет
несколько слов слитно.
По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание
грамматических правил, однако проблема кроется глубже.
Сравните "предложение" — "бретлошение" и
"предложение" — "придложение". В этом примере отчетлива
видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и
дисграфией.
При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым,
неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно.
Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать
серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя.
В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и
предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого
"дисграфик" не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему
кажется, что одноклассники настроены против него.
К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая
"не ходит одна": чаще всего дисграфия проявляется вместе с
дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и
нарушения других физических функций.
Дисграфия. Ошибки на письме
Виды дисграфии
Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок
неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно
записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным
произношением звуков.
Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит
звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с;
шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в
написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки,
кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок
с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова,
перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают
приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно,
прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2
класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший
кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана
с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не
может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может
наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок
обучается на неродном языке.
Причины дисграфии
Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от
родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в
работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими
заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.
По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может
писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и
зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать
информацию (синтез и анализ).
Как устранить дисграфию и возможно ли это?
Дисграфия пример
К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны
родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и
вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы
систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие
нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок
сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом
общества, обычным ребенком.
Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей
родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано
множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и
известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список
имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер,
Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин
Монро.
Какой врач лечит дисграфию?
Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он
уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду
и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария
мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет
выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и
назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы
подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со
слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.
Что делать учителю и родителям?
Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители,
учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить
лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в
другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально
выполнять упражнения с ребенком дома.
Не нужно забывать, что "дисграфик" очень часто
остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки,
теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме
лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать
заинтересованность в успехах, помогать.
Итог
Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать:
выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию,
проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его
значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального
вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к
логопеду.писание поста для главной страницы А это то что мы спрячем
Комментариев нет:
Отправить комментарий