Это краткое описани·

Живой труп: почему реформа школы в Украине невозможна
е поста для главной страницы А это то что мы спрячем

Живой труп: почему реформа школы в Украине невозможна
Все 20 лет, что я тружусь на ниве просвещения, — я слышу о реформе образования.
Мои коллеги, учителя с 40-летним стажем, также не помнят, когда впервые
прозвучал этот оксюморон, пишет Алексей Греков для "Контрактов".
Как, Вы не знаете,
что такое "оксюморон"? Вас не учили этому в школе? Ну, да — это
закономерно. Зачем изучать в школе то, чему нам и так придется научиться? Школа
— она для другого. Она для того, чтобы мы поняли: "есть многое на свете,
друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам" (с) Уильям Шекспир. Она для
того, чтобы мы осознали всю глубину своего невежества и смирились: "нельзя
объять необъятного" (с) Козьма Прутков.
А оксюморон — это
вся наша жизнь. В буквальном переводе с греческого —
"остроумно-глупое", то есть — сочетание несочетаемого: например,
старый Новый год, обыкновенное чудо, правдивая ложь, правительство
реформаторов. Или из школьной программы, чтобы вернуться к нашей системе
образования: "Живой труп", "Мертвые души"…
Реформа
образования невозможна, учит нас жизнь, и тому есть простое объяснение.
Никакая реформа не делается изнутри. Словарь иностранных слов
утверждает: "реформа" происходит от латинского reformare —
переделывать, преобразовать, — и означает "преобразование существующего
порядка, изменение формы". Система с измененной формой и преобразованным
порядком — это совершенно иная, отличная от изначальной система. С этим не
поспоришь, примеров достаточно: телега и автомобиль, часы механические и
электронные. Но сама по себе телега не способна изменить свою форму, и
механические часы не способны преобразовать свой порядок, отказавшись от
шестеренок и стрелок. Для того чтобы подобные изменения могли произойти, нужны
двое: (1) изобретатель, который набросает план новой системы, и (2) инженер,
который создаст ее работающий прототип. Ни тот, ни другой не есть части
системы, они находятся вне ее или, скорее, над ней.
— Погодите-погодите, — воскликнет некий
Читатель, не забывший школьный курс биологии (что, впрочем, не мешает ему
верить во вредность ГМО и безвредность вегетарианства). — А как же зерно? Это
ли не система, сама себя преобразующая и форму свою изменяющая?
— Вы правы, но —
увы! — система образования не является "органической", у которой
только два состояния — развитие или смерть. Образование — система
"механическая", как часы или телега, и "инженеры человеческих
душ", создавшие ее, известны поименно: Коменский, Локк, Песталоцци, Фихте,
Дистервег и еще с десяток других, включая известного педагога-новатора И. В.
Джугашвили (Сталина). Кстати, в школе, созданной Сталиным, мы учим наших
детей до сих пор.
— Ну так, может, и
не нужна нам другая школа? — продолжит восклицать Читатель. — Подправим
учебники, перестроим программы, докупим компьютеров, переучим учителей, и
глядишь — уже не семидесяти шести процентам детей (sic! 76 %) будут нужны
репетиторы, чтобы сдать несчастное ЗНО, а только малому числу самых отъявленных
двоечников?
— Флаг в руки,
уважаемый Читатель. Вы пробовали когда-нибудь учить учителей? Я пробовал.
Неблагодарное, должен признаться, занятие. В принципе, ничего нового: та же
школа со своими отличниками и отстающими. Одни хотят, но не могут, другие могут,
но не хотят, прямо как ленинские "верхи и низы", только зарплаты у
всех одинаковы, да и должности тоже. (Сам этот факт очень многое объясняет!)
Есть, конечно, учителя, горящие работой, желающие учиться и меняться. Да вот
незадача: год-другой — и сгорают они или уходят из школы, а чаще — и то, и
другое одновременно.
Ну — не будут, не будут учителя инициаторами реформ, и директора
школ тоже не будут, ибо зависимые люди! И чиновники районного, городского и
областного масштаба не будут: реформа для них — что осиновый кол.
Может, МОН
разродится реформой? Вот так вот возьмет — и отрежет тело от головы? Не смешите
меня. Может, Верховная Рада выступит в качестве коллективного изобретателя, а
Кабинет Министров — в качестве инженера? Вы способны в это поверить?
Тогда вот вам
свежий пример.
Кабинет Министров
набрался мужества и ликвидировал Институт инновационных технологий и содержания
образования. (Да-да, Вы не знали? Вот почему у нас педагогика такая
инновационная и настолько продумана ее содержательная сторона. Целый институт
занимался!)
В задачи Института
входило (цитирую) "формирование и обеспечение реализации государственной
политики в сфере образования, обеспечение развития образовательного, научного и
научно-технического потенциала Украины, определение перспектив и приоритетных
направлений развития образования, разработка проектов государственных программ
экономического и социального развития Украины"… Ну, казалось бы, вот он,
искомый реформатор, — изобретатель и инженер в одном юридическом лице! За что ж
его так? Может, недостаточно активно обеспечивал развитие образовательного,
научного и научно-технического потенциала? Нет. Наказан он был за неверное
решение маленькой задачки в конце внушительного списка больших и благородных
задач, а именно за "обеспечение учебных заведений разных типов новым
поколением учебников и учебно-методических пособий". (Это тоже многое
ставит на свои места, верно? Помните учебники для первоклассников стоимостью в
647 домайданных гривен за экземпляр?)
"Этим
решением положен конец коррупционным схемам с печатанием учебной литературы,
закупкой учебных кабинетов, компьютерных классов и школьных автобусов", —
гордо отрапортовал МОН… и создал на базе одного ликвидированного учреждения два
новых: Институт модернизации содержания образования и Институт образовательной
аналитики.
Где там наш
Читатель-знаток школьной биологии? — Вас тоже учили, что если разрезать червяка
надвое, обе части его продолжат жить? Так вот, это заблуждение. Ученые
установили: задняя часть червяка умрет, а возможно погибнут обе. Потому что
червяк — это организм. А бюрократические механизмы размножаются штамповкой и
сборкой на конвейере.
А теперь, господа,
давайте остановимся и задумаемся: действительно ли нам нужна реформа
образования? Не спешите отвечать. Ведь этот вопрос можно поставить и
по-другому: нам нужна реформа или нам нужно образование?
— Образование, —
скажут родители и особо продвинутые дети. — Просто оно должно быть другим: иные
формы, иное содержание.
— Отлично, —
потирая руки, ответят профессора от педагогики в ликвидированных и
новосозданных институтах. — Сейчас мы этим займемся. Три года уйдет на
разработку новой концепции, еще три — на создание новых программ, от шести до
десяти лет нужно положить на апробацию, а там уже и внедрение не за горами…
Граждане родители,
как вам такая перспектива? Не нравится? И мне нет.
У детей есть одна
вредная особенность: они растут. Они — организмы, а не механизмы. Им нужно
развиваться, иначе — смерть. Они не могут ждать, когда мы согласуем наши
видения и выработаем подходы. Новое образование им нужно сегодня: здесь и
сейчас.
— Так что вы
предлагаете? У вас есть своя программа, о наш язвительный автор?
— Есть. Первое: не
трогать существующую систему образования. Пусть доживает свой век. Взамен все
силы и средства направить на создание и развитие новых систем
образования (именно так — во множественном числе!),
со-существующих с прежней. Необходимо законодательно обеспечить
равноправие разных образовательных моделей. Пусть каждая модель доказывает свою
эффективность и демонстрирует экономическую состоятельность. Это раз.
— А как же —
единая государственная политика в сфере образования?
— А она
реализуется с помощью минимального образовательного стандарта.
Это два. Пусть каждая образовательная модель сама определяет, что должно быть
надстроено сверх стандарта. Но общий для всех минимум она обязана дать.
— И что должно
войти в этот минимум?
— То, что будет
отличать гражданина Украины от граждан Беларуси, Молдовы, Финляндии или
Сингапура: язык, литература, история, знание основ национального
законодательства, комплекс базовых навыков, получаемых в начальной школе, и еще
несколько комплексных дисциплин, по поводу которых мы рано или поздно придем к
согласию.
— То есть, вы
хотите, чтобы наши дети были безграмотными и тупыми?
— Вы забываете о
конкуренции образовательных моделей. Если будет запрос на смышленых, умелых,
грамотных, воспитанных и здоровых детей, каждая из систем положительно
отреагирует на него.
— А как мы тогда
узнаем, какая модель эффективней?
— С помощью независимого
оценивания. Это три. Просто надо дать возможность проходить оценивание
не раз в одиннадцать лет, и не трижды в двенадцать, а в любое время по желанию
ребенка и по запросу родителей.
— Тестирование —
это зло. Оно не дает реальной картины способностей учащегося. С помощью теста
невозможно понять, как ребенок мыслит, а только — что он запомнил.
— Верно. Но никто
не говорит, что независимое оценивание должно происходить исключительно путем
заполнения тестов. Собеседование, совместная деятельность (проект), портфолио
достижений — есть из чего выбирать. В любом случае, нам не обойтись без
присвоения образовательных уровней. Это четыре.
— Извините, но тут
уж я совсем потерялся…
— О, это просто.
Это как при сдаче экзамена по иностранному языку: можно идти на upper
intermediate, а можно — на advanced. Сдал экзамен — получил
соответствующий сертификат. Это очень удобно. И не только потому, что ты сдаешь
математику или физику на "свой" уровень, но и потому, что вузы теперь
смогут четко выставлять требования к абитуриентам: знание математики — на
уровне А, знание физики — не ниже В, языка — С и выше. Исчезает необходимость в
специальном рейтинге вузов: уже по тому, какие сертификаты он принимает,
становится ясно, "престижный" он или так себе, "фабрика
дипломов".
— Ваши
предложения, может, и не лишены интереса, но под ними нет никаких экономических
оснований.
— Надо переходить
на принцип финансирования "деньги ходят за детьми".
Это пять. Тема большая и интересная, но требующая отдельной статьи. Обещаю,
этот вопрос мы обязательно обсудим. Просто поверьте: внедрить это проще, чем
кажется. Грузины, например, сделали и ничуть не жалеют.
— И вы думаете,
наши государственные мужи и жены это поддержат?
— А какое это
имеет значение? Страна, которая возрождает себя с помощью краудфандинга и
краудсорсинга, страна, в котором плоские сетевые структуры создаются
гражданами ad hoc, страна, в которой государство снимает с себя
ответственность за жизнь и здоровье граждан, может позволить себе растить и
развивать детей без оглядки на мнение чиновников.
Впрочем, старую,
проверенную, Сталиным созданную школу никто не отменяет. Зачем волноваться? У
Вас же есть, из чего выбирать. Ведь правда?
Комментариев нет:
Отправить комментарий